Введение
7 января 1598 года в час дня умер царь Фёдор Иоаннович. Он был последним из рода Рюриковичей, и на нём заканчивалась великая династия, которая правила Россией, без малого 736 лет. Страна оказалась в растерянности, так как такого случая в истории Руси ещё не было. «Сия весть, - пишет Карамзин, - поразила Москву: святители, дума, сановники, дворяне, горожане собором пали пред венценосною вдовою, плакали неутешно, называли её матерью и заклинали не оставлять их в ужасном сиротстве; но царица, дотоле всегда мягкосердая, не тронулась молением слёзным: ответствовала, что воля её неизменна и что государством будут править бояре вместе с патриархом, до того времени, когда успеют собраться в Москву все чины Российской державы, чтобы решить судьбу отечества по вдохновению Божию.» Так Россия осталась без главы, а Москва в тревоге и волнении.
Народ чувствовал себя без царя осиротевшим. Менталитет русского народа был таков, что царь – это не просто руководитель государства, царь был Богом на земле, защитником и отцом, не зря ведь его называли – царь-батюшка. Иван III правил страной тридцать три года, Василий III – двадцать восемь лет, Иван IV Грозный – пятьдесят один год… Какие бы войны или бедствия не сотрясали страну, люди чувствовали стабильность, ведь есть батюшка, он всегда заступится и защитит своих детей. И даже Ивана Грозного, прозванного Мучителем, народ боялся, но любил, как любят дети своих строгих и жестоких родителей.
Поэтому, нам – современным людям трудно понять, что творилось в умах и душах тогдашних жителей России. Различные ведуны и блаженные стали немедленно предсказывать конец света, наблюдать всякие знамения, которые вот-вот приведут к неминуемой катастрофе. Поэтому и кинулись люди к вдове Фёдора – Ирине, как к последней надежде, понимая, что эта надежда именно последняя – бездетная вдова никак не сможет продолжить династию. Но Ирина приняла постриг, и надежда исчезла совсем.
Стало ясно – старую династию не воскресить. А значит, будет новая. Будет новый царь, который утешит народ в его сиротстве. Новый царь появился – Борис Годунов. Но утешения и радости это не принесло. А наоборот, привело к одной из самых трагичных страниц в нашей истории – Смутному времени.
Почему? Ведь как бы не оценивали Бориса Годунова современники (и друзья и враги) и историки они единодушны в своём мнении. Он был умён и расчётлив, он был прекрасным оратором, он был очень деятелен, как руководитель, он много сделал и мог сделать ещё больше. Одним словом, у него были все шансы остаться в нашей истории основателем новой династии, одним из лучших русских царей. Но он остался в памяти народа с совсем другой характеристикой. «Короновался как лисица, правил как лев, и умер как собака!» - зло сказал о нём современник.
Шестнадцатилетнему Михаилу Романову, юному и неопытному удалось сохранить трон и положить начало новому правящему роду. Тридцатидвухлетнему Борису Годунову, опытному, сумевшему уцелеть при Иване Грозном, знающему науку управления государством и науку выживания среди бояр, этого не удалось. Почему так трагически закончилась его жизнь и жизни его сына, дочери, жены?
Краткая биография о П.А. Столыпине и восход его на политическую арену
Петр Аркадьевич Столыпин – выходец из старого дворянского рода, известного с конца XVI века. Род Столыпиных дал России выдающихся политических и литературных деятелей. Бабушка М.Ю. Лермонтова – урожденная Столыпина. Прадед – сенатор А.А. Столыпин – друг М.М. Сперанского, крупнейшего государственного деятеля начала XIX века. Отец – Аркад ...
Съезд РСДРП
Большинство местных комитетов в России признало "Искру" своим руководящим органом и в своей деятельности руководствовалось теми идеями, которые развивались на страницах газеты. Победа ленинско-искровского направления дала возможность созвать II съезд Российской социал-демократической рабочей партии, который сыграл историческую ...
Русская общественно-политическая мысль в XVI века
Период развития русской общественной мысли XVI в. и становления национальной государственной идеологии давно привлекает внимание исследователей. Сюжеты о борьбе нестяжателей и иосифлян, о развитии ересей, о формировании учения «Москва – третий Рим», то есть о тех процессах, которые составляли основу эволюции русской общественной мысли X ...