Деятельность института в КарагандеСтраница 1
Деятельность ДГИ была возобновлена в середине 1943 г. в Караганде на базе контингента студентов филиала МГИ, о чем свидетельствует приказ Народного комиссара угольной промышленности от 12 июля 1943 г., № 526-а/182.
В этом же приказе педагогическому персоналу филиала МГИ в Караганде было предписано возвратиться в Москву. Директором МГИ в Москве был назначен П. Г. Нестеренко, который возглавлял его до 23 апреля 1944 г., а исполнение обязанностей директора ДГИ возложено на доц. Р. Я. Наерова. Однако доц. Р. Я. Наеров задержался со сдачей дел в Кизыл-Кийском горном техникуме, где он работал директором до октября 1943 г., и в Караганду не прибыл. По разрешению Наркомата угольной промышленности он выехал в Днепропетровск и с ноября 1943 г., исполняя обязанности директора ДГИ, занялся подготовкой к возобновлению деятельности горного института в освобожденном городе.
В ДГИ (Караганда) остались работать профессора Н. Е. Келль (Ленинградский горный институт), Н. С. Поляков, Б. Н. Ризенкампф, доценты А. Д. Макаров, П. М. Шилов, В. С. Ракита, кандидаты техн. наук И. И. Крюков, Н. П. Пи-саржевская, ассистенты К. А. Скрынников, В. И. Тарасенко, С. С. Плямоватая.
В этот коллектив возвратились из других институтов и предприятий ранее эвакуированные наши преподаватели. К 1 сентября 1943 г. ДГИ (в Караганде) возвращена часть его лабораторного оборудования, эвакуированного в Свердловский горный институт.
Коллектив вуза, возобновив учебную и научную деятельность, горя желанием содействовать быстрейшему победоносному окончанию войны, оказывал активную научно-техническую помощь Карагандинскому угольному бассейну. В этой работе принимали участие 25 человек профессорско-преподавательского состава и 40 студентов.
Кафедра разработки пластовых месторождений, возглавляемая проф. А. М. Цейтлиным, вела работу по анализу и обобщению опыта применения слоевой выемки мощных пластов и внедрению новых для бассейна высокопроизводительных систем разработки. В этих работах активно участвовали доценты Я. Э. Некрасовский, Ю. К. Нурмухамедов и др. Доц. Я. Э. Не красовский, аспирант М. Карпов разработали проекты новых для бассейна эффективных систем разработки крутопадающих пластов. Их внедрение на шахтах № 36, 43, 62/63 позволило значительно повысить производительность труда и снизить расход крепежного леса.
Кафедра рудничного транспорта, руководимая проф. Н. С. Поляковым, выполняла работы по механизации подземного транспорта, навалке угля на конвейер и погрузочно-раз-грузочных операций на поверхности, по внедрению малой механизации, улучшению организации рудничного транспорта и снижению его трудоемкости. В этих работах участвовали доценты А. И. Иванников, П. М. Тупицын, аспиранты Б. А. Кузнецов, И. Г. Штокман, инженеры Г. Ф. Литвяк, И. Г. Карташов и студенты-дипломники. Внедрение на шахтах бассейна новых механизмов существенно влияло на улучшение работы рудничного транспорта.
Проф. Н. С. Поляковым и доц. П. М. Шиловым был разработан проект переоборудования подъема восточного наклонного ствола шахты № 1. После осуществления проекта и пуска подъема в июле 1943 г. производительность его увеличилась с 300 до 1000 т/сут. Это позволило разгрузить сильно перегруженный западный подъем, выделить время для ремонта зажатого западного ствола шахты и значительно увеличить поставку коксующихся углей шахтой № 1 для предприятий оборонной промышленности. Учитывая хорошую работу в течение целого года переоборудованного на шахте № 1 подъема, комбинат летом 1944 г. переоборудовал по образцу шахты № 1 подъемную машину, установленную на главном подъеме шахты № 26-бис треста «Кировуголь», что также дало большой производственный эффект.
Коллектив кафедры маркшейдерского искусства' (зав. кафедрой доц. И. Г. Лисица) выполнял работы по геометризации недр Карагандинского бассейна, систематически давал консультации маркшейдерам шахт, а также активно подготавливал ■ и выпускал группы маркшейдеров для региона. В этих работах участвовал и проф. Н. Е. Келль.
Коллективом кафедры горной электротехники (зав. кафедрой доц. Н. Е. Куваев) произведена настройка схемы коммутации подъемной установки на шахте им. Костенко, приведена в рабочее состояние схема автоматического пуска и защиты подъемной установки, что повысило безопасность и надежность работы, а также производительность подъема. Был внесен и реализован ряд предложений по улучшению работы электрооборудования шахт комбината, даны консультации по методам испытания и настройки одноковшовых экскаваторов «Бьюсайрус». В этой работе принимали участие доц. С. Р. Маймин, асп. А. И. Шишков, лаборант А. И. Курьян.
Народы скифского мира
Европейские скифы (скифы в узком значении) и савроматы разделились не ранее VII в. до н.э. До этого времени их общие предки жили в степях Предкавказья. Лишь после знаменитых походов в страны за Кавказом скифы и савроматы разошлись по разным территориям. Сохранив за собой большую часть северокавказской равнины, скифы завоевали Северное П ...
Тарутинский марш-маневр
Оставив столицу, русская армия по Рязанской дороге дошла до Москвы-реки, перешла на правый ее берег и, круто свернув на запад, двинулась вдоль реки Пахры на Подольск и далее на старую Калужскую дорогу. Никто в армии, кроме корпусных командиров не знал направления движения.
На Рязанской дороге был оставлен казачий отряд. Его рьяно пресл ...
Опричнина - центральное
событие в правлении Ивана IV
Центральное место в правлении Ивана Грозного занимает опричнина. Некоторые историки, именно с опричниной связывают мнение о том, что Иван IV Грозный был жестоким тираном, который устроил эту кровавую эпопею себе в потеху и в угоду. Некоторые исследователи истории до сих считают, что опричнина - это дело исторически необходимое, поскольк ...