Историографический очерк

История » Придворное общество Франции по мемуарам герцога Сен-Симона » Историографический очерк

"

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех"

Б. Пастернак - Быть знаменитым некрасиво.

О "Мемуарах" герцога Сен-Симона существует обширная литература, эта книга изучалась с разных точек зрения - как исторический источник, как памятник эпохи, как художественное произведение, но с какой сторон бы ни подходили авторы - результат оставался одним и тем же: восхваление Сен-Симона, передача основного содержания источника и акцентирование на биографиях автора и Людовика, т.е. в принципе, ничего более или менее не относящееся к нашей теме или помогающее её раскрыть. Что ж, переплывать болото как всегда нужно самому, ведь все байдарочники "на своей волне" и их не переубедить. Помимо этого, "Мемуары" рассматривались и в плане проблем понимания и изображения характера, где автор выступает в качестве портретиста.

Первые читатели "Мемуаров", знакомившиеся с ними еще в рукописи в конце XVIII в., при всем увлечении "колоритными" рассказами Сен-Симона, как утверждает в одной из своих статей Малов В.Н., приходили в ужас от его стиля. Они привыкли к языку ясному, классически прозрачному синтаксису Фенелона и Вольтера. Вместо этого - длинные, запутанные фразы, через которые читателю приходится продираться, как сквозь чащу, путаясь в связях между местоимениями и существительными; смесь языковой архаики и грубо простонародных выражений. Подчас автор начинает и бросает одну тему, переходит к другой, возвращается обратно, не берет в расчет, что знает и чего не знает читатель[2].

Гинзбург Л.Я., в свою очередь, в своем труде "О психологической прозе", предполагает, что стиль Сен-Симона не случаен, что это "сознательно выбранное орудие больших художественных задач"[3]. Неоднородность, подчас сумбурность стиля "Мемуаров" действительно находится в определенном адекватном соответствии со сложностью, пестротой описываемой в них жизни. Именно так решили этот вопрос романтики, в частности автор предисловия к изданию 1856-1858 гг. французский литературный критик Сент-Бев Ш.О. Он сравнивал Сен-Симона с Рубенсом и Шекспиром, назвал его "Тацитом, несущимся во весь опор"[4]. "Любая эпоха, - писал Сент-Бёв, - у которой нет своего Сен-Симона, сначала кажется пустынной, и безмолвной, и бесцветной; что-то в ней есть нежилое"[5].

В целом, о творчестве герцога Сен-Симона, в особенности, удивительно остром сен-симоновском видении деталей писали много. Но самые большие писатели, историки, литературоведы, даже предвосхищая будущее, выражают все же сознание своего времени. В этом их ограниченность и их сила. И ничего, что самое забавное, про общество они не говорили конкретного. "Догадывайтесь обо всем сами, дорогие читатели, вам зачтётся!"

В литературе о Сен-Симоне давно уже обращено внимание на особую, почти театральную наглядность нескольких больших сцен с многочисленными, подробно изображенными персонажами: двор после смерти старшего дофина, захват власти герцогом Орлеанским на заседании парламента 1715 года, королевское заседание парламента 1718 года и другие. Эти вопросы рассматривали в своих работах Михайлов А.Д. ("Поэзия и правда истории") [6], Гревс И.М. ("Сен-Симон, его жизнь и мемуары") [7] и другие.

Как о талантливом портретисте, о Сен-Симоне говорили такие исследователи, как Петрышева О.В. ("Художественный портрет в "Мемуарах" Сен-Симона") [8], Тартаковский А.Г. ("Русская мемуаристика XVIII - первой половины XIX в. ") [9] и мн. др. Ученые отмечают, что Сен-Симон в своих "Мемуарах" сделал ставку на конкретизацию вместо обобщения, литературный портрет - вместо литературного характера.

Конкретность как яркую черту произведений Сен-Симона отмечал задолго до этого и Ипполит Тэн в своем объемном произведении "Происхождение общественного строя современной Франции", утверждавший, что Сен-Симон познал индивида и противопоставлял его современной ему классической литературе, оперировавшей общими идеями и абстракциями[10].

Таким образом, характерными особенностями сен-симоновского творения, по признанию большинства литературоведов, историков и других исследователей, является "непохожесть" "Мемуаров" на произведения той эпохи. "Мемуары" написаны языком по стилю, абсолютно непохожим на тот классический стиль, характерный для начала XVIII века; но все же стиль этот, весьма сочный и живописный, рождает в сознании читателя яркие и детальные картины придворной жизни. Однако несмотря на то, что анализу "Мемуаров" Сен-Симона посвящены многочисленные материалы в книжных изданиях, периодике и монографиях, данный аспект до сих пор остается малоизученным.

Этносоциальная и конфессиональная политика Порты в балканских странах. Положение Православной Церкви (на примере Болгарии). Болгария в составе Константинопольского Патриархата
Первым митрополитом Тырновской епархии в составе Константинопольского Патриархата стал Игнатий, бывший митрополит Никомидийский: его подпись стоит 7-й по счету в списке представителей греческого духовенства на Флорентийском Соборе 1439 года. В одном из списков епархий Константинопольского Патриархата середины ХV века Тырновский митропол ...

Государь и закон
В главах 6 и 7 в общей форме фиксировались правила построения такого законодательства, где «вольность» граждан уживалась бы с самодержавным правлением. Следуя мысли Монтескье, Наказ отмечал, что законы в обществе связаны со многими факторами: верой, климатом, политикой правительства, правами. Все это формирует исходное «народное умство ...

Культура Казахстана в XIV – XV вв.. Материальная культура
В послемонгольский период культурная жизнь подверглась резким изменениям. Среди монгольской аристократии вскоре после прихода к власти четко наметились две тенденции по отношению к оседлому населению. Одни были противниками оседлой жизни, им представлялось необходимым всю землю превратить в пастбища для скота, а все население оседлых ра ...

   
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru