Необходимость и сущность новой экономической политикиСтраница 2
Первоначально червонец рассматривался не как деньги в полном смысле слова, а как особый товар. Это были кредитные деньги, выпускавшиеся для обеспечения кредитных операций. До лета 1923 г. червонец не выходил за рамки крупного оптового оборота и межбанковских расчетов, но весной-летом 1923 г. чрезмерная эмиссия его вызвала стихийное вытеснение совзнаков из оборота, и уже летом червонец проник в розничный оборот.
Эмиссия совзнаков закончилась в феврале 1924 г. Одновременно были выпущены казначейские билеты стоимостью 1, 3, 5 руб. золотом, разменная серебряная и медная монеты. В марте 1924 г. совзнаки были изъяты из оборота и выкуплены по твердому курсу: 1 рубль 1924 г. - 50 тыс. руб. совзнаков выпуска 1923 г. или 50 млрд. руб. до деноминации 1923 г. Внутри страны и за рубежом червонцы обменивались на золото и основные зарубежные валюты по довоенному курсу царского рубля (1 амер. дол. = 1,94 руб.).
В 1921 г. возобновил работу Госбанк, возникли специализированные банки (Торгово-промышленный, Электробанк, Российский коммерческий, преобразованный в 1924 г. во Внешторгбанк, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства и др.). Была создана также сеть коммерческих и акционерных банков, кредитовавших отдельные отрасли промышленности, конкурировавшие между собой. Одни и те же предприятия часто кредитовались в нескольких банках одновременно и имели возможность обращаться в любой банк по своему усмотрению.
В системе сбербанков были отменены все ограничения на суммы, хранившиеся на счетах частных лиц и организаций. Вклады не могли быть конфискованы и выдавались владельцам по их требованию; гарантировалась тайна вкладов.
Была также проведена налоговая реформа, в результате которой основным источником доходов госбюджета стали отчисления от прибыли предприятий, а не налоги, взимаемые с населения. Были также установлены налоги на табак, спиртные напитки, пиво, спички и другие товары.
4. В сфере промышленности под частное управление и контроль через аренду были возвращены ранее национализированные средние и мелкие промышленные предприятия, поскольку государство было не в состоянии поддерживать их рентабельность. Крупные предприятия денационализации не подлежали. При сдаче в аренду предпочтение отдавалось кооперативам, хотя не исключались частные лица и зарубежные фирмы, однако их роль была невелика. В целом в период НЭПа на долю частного сектора приходилось от 1/5 до 1/4 промышленной продукции.
Коренным образом изменилось управление крупной национализированной промышленностью. Были ликвидированы главки, вместо них созданы тресты — объединения однородных или связанных между собой предприятий, которые получили полную хозяйственную и финансовую независимость, в том числе право выпуска долгосрочных облигационных займов. ВСНХ не вмешивался в текущую деятельность трестов, государство не отвечало за их долги.
Тресты позволили промышленности перейти на хозяйственный расчет, означавший, что предприятия после обязательных финансовых взносов в госбюджет сами распоряжались доходами от продажи продукции, использовали прибыль и покрывали затраты.
Стали возникать синдикаты — объединения трестов, которые занимались сбытом, обеспечением, кредитованием, внешнеторговыми операциями, т.е. монополизировали торговый аппарат отдельно взятых отраслей промышленности, сконцентрировали в своих руках основную часть оптовой торговли.
5. В сфере трудовых отношений была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы зарплаты, исключившие уравниловку, сняты ограничения на зарплату при росте выработки, ликвидированы трудовые армии, отменена обязательная трудовая повинность и основные ограничения на перемену места работы. Все это развивало принцип материального стимулирования.
Таким образом, экономический механизм в период НЭПа базировался на использовании экономических методов в сохранившейся административной системе хозяйства. Начало НЭПа было положено в сельскохозяйственной политике, задачей которой было получение большего объема продуктов питания; затем он получил развитие в коммерческой политике поощрения торговли, включая финансовую, направленную на стабилизацию валюты; наконец, он стал промышленной политикой, которая позволила восстановить промышленность. НЭП стал своеобразной попыткой интеграции в рамках единого хозяйственного комплекса качественно разнородных производительных сил и укладов. Его можно рассматривать как тип многоукладной экономики, внутренне неустойчивой по своей природе. НЭП своеобразно уловил общемировую тенденцию перехода к сочетанию рыночных механизмов и государственного регулирования. Но большевики реализовали эту идею как бы с обратной стороны: развитые страны шло от свободного рынка к внедрению отдельных элементов государственного вмешательства, а Советская власть — от тотального госрегулирования к допущению «капиталистических» по тогдашней терминологии элементов. Причем политическое руководство СССР считало основной целью НЭПа быстрое преодоление многоукладности и создание однородного социалистического общества.
Возникиовение и история государства Неманичей (вторая половина XII — первая
половина XIV в.)
С конца XII в. наметился новый этап в развитии международных отношений на Балканском полуострове, связанный с падением влияния Византийской империи и возникновением независимых южнос лавянских государств.
Около 1190 г. ослаблением Византии воспользовался рашкский великий жупан Стефан Неманя, добившийся полного суверенитета и заложивший ...
Выбор внешнеполитического курса в Швеции и его осуществление
Вопрос о выборе курса внешней политики был одним из важных вопросов для Швеции в то время. Это было связано, в первую очередь, с тем, что некоторые из ведущих мировых держав – а именно Россия и Германия – были заинтересованы в том, чтобы Швеция придерживалась политики нейтралитета, но король Оскар II был склонен держаться германской ори ...
Основные направления Британской
конституционной политики в Индии в 1929–1935 годах. Декларация
лорда Ирвина и её последствия
Управление одной из самых важных для Великобритании колоний Индией в 20-е годы ХХ века определялось Актом 1919 года. Он расширил участие индийцев в управлении страной и установил введение диархии. В провинциях вопросы просвещения, здравоохранения, коммунальных служб передавались министрам, ответственным перед законодательными органами, ...