Государственное устройство.

История » Россия первой четверти XVII в. Петровские преобразования » Государственное устройство.

Рационалистические идеи достижения «общего блага», «государственного интереса» руководили действиями

Пeтpа.

Если до Полтавской битвы наблюдаются отдельные попытки преодолеть недостатки старой приказной системы управления страной, то в дальнейшем происходит полная реформа органов центральной и местной власти.

В 1721 г. Петра провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление власти самого царя. «Император Всероссийский,- записано в

Воинском регламенте,- есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Еще в 1704 г. был создан Кабинет - личная царская канцелярия.

B 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей ее с 1701 г. Консилии (Совета) министров был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Руководство работой сенаторов было в 1722 г. поручено генерал-прокурору, которого Петр I называл «оком государевым». Сенаторы впервые были приведены к присяге, текст которой написал Петр I.

В 1718-1721 гг. была преобразована громоздкая и запутанная система приказного управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции частично совпадали и не имели четких границ, было учреждено первых 10 коллегий. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления: Коллегия иноcтpанных дел - внешними сношениями, Военная - сухопyтными вooрyженными силами, Адмиралтейская - флотом, Камер-коллегия - сбором доходов, Штатс-контор-коллегия расходами государства, Ревизион-коллегия - контpoлем за исполнением бюджета, Юстиц-коллегия - судопроизводством, Вотчинная - дворянским землевладением, Мануфактур-коллегия - промышленностью, кроме металлургической, которой ведала Берг-коллегия, Коммерц-коллегия - торговлей. Фактически на правах коллегии существовал Главный магистрат, ведавший русскими городами.

Таким образом, сложилась единая для всей страны, централизованная административно-бюрократическая система управления, решающую poль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство. Значительно выросло число чиновников. Только в органах центральных учреждений на конец петровского царствования их насчитывалось более 3 тыс., человек. Выросли и расходы на содержание управленческого аппарата. Генеральный регламент 1720 г. ввел единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате.

Общие пояснения к докладу
" Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое." Морис Метерлинк - Синяя птица. Данная глава играет роль некоего "пост скриптума" в деле разъяснения для обычного читателя для большего понимания что, о чем, зачем и почему общество эпохи Людовика XIV столь подробно и с рвением изучается и разбирается ныне. Так же, дабы бол ...

Король Франции Людовик XIV
Людовик XIV (1638-1715) - король Франции из династии Бурбонов, правивший в 1643-1715 гг. Сын Людовик XIII и Анны Австрийской. Жены: 1) с 1660 г. Мария Терезия, дочь короля Испании Филиппа IV (род. 1638 г. + 1683 г.); 2) с 1683 г. Франсуаза д'Обинье, маркиза де Ментенон (род. 1635 г. + 1719 г.). Род. 5 сениг. 1638 г. + 9 сент. 1715 г ...

Соотношение факторов силового принуждения и солидаризации в процессе присоединения Северного Кавказа к России
Еще в конце Кавказской войны (1817 – 1864) русское командование пыталось выяснить «общую цифру неприязненного населения» (3), что позволило бы определить предрасположенность туземных обществ к сепаратизму, но попытки эти так и остались не реализованными. Это теперь дает возможность изображать сопротивление горцев чуть ли не всеобщим, хо ...

   
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru