Эдвард БлайденСтраница 2
и др.
В
полемике с "антропологами", выдвигавшими тезис об "иерархии рас", Блайден отстаивал положение об их самобытности, неизменно при этом подчеркивая, что будучи раз - [ными, - они равные. У разных рас, писал он, разные культуры, сумма которых образует общечеловеческую цивилизацию. В обстановке XIX
в., когда в мире господствовали расхожие концепции и "неполноценных расах", когда даже первые просветители африканцев Кроутер и Хортон видели в европейской цивилизации высший идеал, - в этих условиях идеи Блайдена о самобытности и своеобразии возрождали у африканцев веру собственные силы, способствовали росту их антиколониальных настроений.
Отталкиваясь от положения, что "все расы равные, хотя и разные", Блайден пришел к заключению, что главная задача африканцев - любыми средствами сохранить своеобразие континента, основное богатство народа - его культуру. В 1872 г. им был выдвинут лозунг "духовной деколонизации". Он призывал африканцев освобождаться от духовного порабощения, на которое обрекало их следование европейской культуре, предостерегал от превращения африканцев в "черных европейцев".
Подчеркивая врожденные отличия негроида от европеоида, Блайден ввел в обращение понятие "африканская личность", стремясь показать неповторимость и особый психический склад жителей континента. Он призывал их беречь свое африканское естество, предостерегал от ассимиляции с европейцами. Выражение "африканскаяличность" он впервые использовал в 1865 г. В мировоззрении Блайдена основу составляли национальные и даже националистические устремления, в то время как у Кроутера и Хортона главным было уподобиться Европе. Африканские элементы во взглядах последних занимали подчиненное место, для Блайдена же они являлись определяющим фактором.
Концепция "культурного национализма" is. борьбы за "духовную деколонизацию", которую он развивал с 1871 г., были для него важнейшими как идеолога и политика. Под этими лозунгами Блайден начал проводить первые политические кампании в странах Западной Африки. Свою борьбу за "духовную деколонизацию" Блайден начал с издания собственной газеты "Нигроу", первый номер которой вышел в свет в апреле 1872 г. На ее страницах он пропагандировал сформулированную им программу из трех пунктов:
1) создать организационно независимую африканскую церковь;
2) учредить во Фритауне муниципалитет с участием африканцев для управления городом;
3) открыть Западноафриканский университет.
Со временем, несмотря на огромные препятствия и обструкцию, положения программы Блайдена и его соратника африканского священника Джеймса Джонсона были воплощены в жизнь. В 1876 г. колледж в Фура-Бей был ассоциирован сДурхемским университетом (Великобритания), дипломы выпускников которого приравнивались к британским. В 1895 г. был избран первый муниципалитет Фритауна, мэром которого стал африканец Самюэль Льюис. В 1891 г. в Нигерии возникла организационно независимая африканская церковь.
Касаясь религиозных воззрений Блайдена, следует подчеркнуть, что он был противником традиционных верований африканских племен и приверженцем монотеистических религий - христианства и ислама. Пытался даже создать из них своеобразный синтез. Но оставался больше христианином. У Блайдена-националиста вызывала протест деятельность европейских христианских миссионеров. Главный порок в их миссии он видел в превращении христианства из религии угнетенных в религию угнетателей. Осуждал практику миссионеров по моральному разоружению африканцев, лишению их собственного культурного наследия, духовному подчинению Африки Европе. Особенно гневно осуждал политику, направленную на отстранение африканцев от руководства церковными делами. Он был одним из первых идеологов, выступавших за учреждение организационно независимой африканской церкви, за ее самостоятельность, за африканизацию ее клира.
Отношение Блайдена к колониализму как таковому было сложным и противоречивым. Поначалу он считал, что колониализм поведет Африку к прогрессу, что сильные страны будут использовать свою мощь не для того, чтобы повергать слабых, а чтобы помочь им подняться. Однако ближе к концу XIX в. он резко изменил свое отношение к европейскому колониализму, когда убедился, что колониальные державы не стремились уважать африканские институты власти и права коренных жителей, не спешили готовить африканцев к самоуправлению, экономически развивать континент в их интересах, ликвидировать неграмотность среди его жителей. Он осудил действия бельгийского короля Леопольда в Конго, преследования африканцев и систему принудительного труда в Южной Африке, расовую дискриминацию в британских колониях.
Хозяйство и общественный строй афганского населения в XVI-XVII вв.
Афганцы изначально занимали лишь незначительную часть территории современного Афганистана. Родиной афганцев является район Сулеймановых гор. Это суровая и бедная страна. В древности и Средневековье через нее проходили важные пути караванной торговли, соединявшие Индию с Ираном и Средней Азией, а через них с более отдаленными странами За ...
Становление африканских общественных организаций и формы
политической борьбы
Первые африканские идеологи, прежде всего в регионе Западной Африки, оказали значительное воздействие на общественную жизнь современного им общества. Их теоретические положения были перенесены в программы создаваемых во второй половине XIX в. первых общественно-политических организаций, обнаруживаются в самом характере и целях этих орга ...
Анализ придворного общества
"
- А разве у вас при дворе нет должности шута? Ну, такого специального полезного идиота, который крутится под ногами, порет чушь и корчит рожи.
Идиотов-то у меня при дворе сколько угодно, - признался Король. - Но специальной должности нет. Официально у этих господ совсем иные звания."
Макс Фрай "Чуб земли"
Присту ...