Экономика России накануне и в условиях Первой мировой войныСтраница 3
Война не могла не отразиться на финансовой системе. Расходы постоянно росли (1914/15 г. - 27,2 %, в 1915/16 г. - 39, 6, а в 1916/17 г.- 49,3% совокупного дохода страны). Одновременно сокращалась доходные статьи бюджета (таможенный доход, доходы от железных дорог, лесного хозяйства и т.д.). Запрещение продажи казенного вина с началом войны, а затем полное запрещение виноторговли привели к ликвидации самой большой статьи доходов бюджета, составлявшей 25%, или до Y4 всего бюджета страны. Повышение акцизов (на табак, спички, бумагу, нефтяные продукты), а также налогов (промыслового, на перевозку пассажиров, грузов и т.д.) не могло компенсировать эти потери.
В таких условиях правительство использовало традиционные методы покрытия военных расходов — денежную эмиссию, займы, введение новых и повышение действовавших налогов и косвенное обложение.
С начала войны прекратился размен бумажных денег на золото и наращивался выпуск кредитных билетов. Согласно уставу Государственный банк мог выпустить кредитных билетов на 300 млн. руб. Во время войны это положение было изменено. Эмиссионное право Госбанка было увеличено до 1,5 млрд. руб. Позже эта сумма постоянно росла и достигла 6,5 млрд. руб. в 1916 г. За четыре года войны количество кредитных билетов в обращении увеличилось более чем в шесть раз. При этом сокращался золотой запас. До войны золото, находившееся в кладовых Государственного банка, почти полностью обеспечивало кредитные билеты. В России имелось золота на 1600 млн. руб., за границей — примерно на 150 млн. руб. при 1633 млн. кредитных билетов в обращении. На 1 октября 1917 г. в России хранилось золота на сумму 1294 млн. руб. при 17 275 млн. кредитных билетов в обращении. В 1916—1917 гг. были выпущены разменные марки и казначейские знаки.
Сокращались и налоговые поступления. В первые три месяца 1917 г. поступления государственного поземельного налога упали на 32% по сравнению с 1916г., налоги с городского недвижимого имущества — на 41 %, квартирного— на 43, военного — на 29, промыслового — на 19, закладного — на 11, наследственных пошлин — на 16, страховых — на 27, выкупных платежей — на 65%. Внутренние и внешние заимствования привели к многократному росту государственного долга. На начало 1914 г. государственный долг России равнялся приблизительно 4 млрд. руб., на 1 августа 1916 г. — 30, а на 1 августа 1917 г. — уже 43 млрд. руб.
Прогрессирующая инфляция (к февралю 1917г. курс рубля на внутреннем рынке упал до 27 коп. при официальном курсе — 55 коп.) и дефицит предопределили рост цен на основные товары в 4-5 раз. Потребление рабочих в 1916 г. при росте номинальной заработной платы составляло менее 50% довоенного уровня.
Описанные процессы в экономической жизни страны в значительной степени усилили отмеченную выше тенденцию к расширению государственного регулирования экономической жизни.
При анализе проблем государственного регулирования в России важно учитывать следующие немаловажные обстоятельства:
• государство имело значительную долю национального богатства, что предопределяло основы экономической политики, ее направленность (попечительство и опека);
• правительство не могло не учитывать возрастающее влияние монополистического капитала;
• при этом оно имело возможность использовать внутренние противоречия бизнеса для сохранения основных принципов экономической политики и усиления роли государства в хозяйственной жизни страны;
• правительство находилось под постоянным давлением общественно-структурообразующего помещичьего сословия, чьи интересы зачастую не совпадали с интересами капитала.
А это существенно ограничивало возможности правительства в согласовании интересов государства и общественности. Российская бюрократия была убеждена в возможности решения задач регулирования прежде всего методами укрепления административно-распорядительных прав власти по отношению ко всем субъектам хозяйственной системы без учета их интересов. Поэтому правительство в течение первого года мировой войны, опасаясь растущего влияния монополистического капитала и будучи уверенным в возможностях государственного аппарата, не шло на расширение сотрудничества. Одновременно правительство оказалось в противоречивом положении, поскольку вынуждено было согласовывать интересы торгово-промышленных кругов и помещиков.
Основными задачами военного регулирования экономики правительство считало обеспечение производства материальными ресурсами, а населения (и особенно армии) — продовольствием. Для этого в августе 1915г. были образованы четыре особых совещания — по обороне, перевозкам, топливу и продовольственному делу. Они имели широкие полномочия и возглавлялись министрами (военным, путей сообщения, торговли и промышленности, земледелия). В качестве инструментов регулирования использовались государственные заказы, фиксированные и предельные цены, ограничение свободы торговли вплоть до введения государственной монополии, реквизиции продукции, разрешительная система при межрайонном обмене товарами и перевозке грузов по железным дорогам. Совещания были призваны разрабатывать планы снабжения армии и населения продовольствием, топливом и т.д., выдавать авансы предприятиям и содействовать в выполнении заказов. По мере ухудшения экономической ситуации правительство стремилось усиливать роль административных рычагов, активизировать непосредственное вмешательство в хозяйственную жизнь и прежде всего в сферу распределения.
Основные этапы Великой
Отечественной Войны. Начало второй мировой войны
К лету 1941 г. вторая мировая война вплотную подошла к границам Советского Союза. Пламя войны полыхало в Европе Азии, Африке. Блок фашистских государств за это время добился серьезных успехов. Германия, поработив почти все страны Европы на полную мощь использовала их экономические и военные ресурсы. Готовясь к войне с СССР, немецкое вер ...
Польша
До конца сентября 2001 г. правила правая коалиция «Солидарность правых» (AWSP). Премьер-министром являлся Ежи Бузек (1997-01), который продолжил либеральные реформы. Но итогом стал огромный дефицит бюджета.
23 сентября 2001 г. состоялись новые парламентские выборы. Победил левый оппозиционный блок – «левица» во главе с партией СДЛС [СД ...
Политические партии российской буржуазии
Характерно, что политические партии буржуазии возникли только в 1905 году на волне протестного движения. Причем это произошло одновременно с возникновением монархических (консервативных) партий, которые были настроены довольно-таки антикапиталистически. Наиболее мощными из буржуазных партий были – Союз 17 Октября (по дате знаменитого Ца ...