Промышленность, торговля, финансы
Страница 1

История » Экономика России во второй половине XIX » Промышленность, торговля, финансы

Реформы 60—70-х гг. XIX в. дали мощный толчок развитию промышленного производства. Важным показателем этого процесса стало увеличение удельного веса городского населения и изменение его сословно-классовой структуры. С 1863 по 1897 г. городское население выросло в 2,5 раза — с 6 млн. до 17 млн. человек, в то время как все население страны — лишь в 1,5 раза. Удельный вес городского населения к концу века составил 13,5%. По официальной статистике, городское население состояло из крупной буржуазии, помещиков и высших чиновников — 11%, ремесленников и лавочников — 24%, «рабочего люда» — 52%. https://infratrest.ru конструкции из буросекущихся сваи.

К 1880-м гг. во всех отраслях экономики завершился промышленный переворот. В основных отраслях промышленности и на транспорте машинное производство вытеснило ручную технику. Водяное колесо и мускульная сила человека были заменены паровым двигателем. В России промышленный переворот прошел две стадии. В 1830—1840-х гг. он в основном завершился в хлопчатобумажной промышленности, а в 1870- 1880-х гг. - на железнодорожном транспорте и в тяжелой промышленности.

В пореформенную эпоху огромную роль в развитии экономи­ки играло железнодорожное строительство. К 1861 г. в стране насчитывалось менее 2 тыс. км железных дорог. Последовавшее за тем бурное железнодорожное строительство позволило к началу 1880-х годов иметь более 22 тыс. км путей. Создание развитой железнодорожной сети существенно расширило внутренний рынок, о чем свидетельствовал рост грузооборота — с 439 млн. пудов в 1868 г. до 11 072 млн. пудов в 1904 г., т.е. объем перевозок вырос в 25 раз. Строительство железных дорог являлось не только показателем экономического роста, но и его стимулятором. Оно способствовало развитию добывающей, металлургической, металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности. Развитие железнодорожного транспорта ускорило подъем сельского хозяйства, так как улучшало возможности сбыта и обращения товаров. Все это создавало условия для окончательного складывания всероссийского рынка и дальнейшего развития капиталистических отношений.

Одним из главных итогов масштабного железнодорожного строительства стало энергичное развитие экономики. За 1860—1891 гг. в России добыча угля возросла в 21 раз, производство чугуна — в три раза, железа и стали — в 4,7 раза, а нефти -в 476 раз. Черная металлургия и угледобывающая промышленность превратились в основные отрасли тяжелой промышленности. Во второй половине 1890-х гг. были построены новые машиностроительные заводы. К концу XIX в. в России, например, работало семь паровозостроительных заводов с ежегодной производительностью 1200 паровозов. Это были достаточно крупные производства. Для сравнения: Франция выпускала ежегодно 500, а Германия — 144 паровозов. Производство вагонов приблизилось к объему выпуска германских заводов, которые изготовляли около 30 тыс. товарных и 6 тыс. пассажирских вагонов.

Высокие темпы роста отраслей тяжелой промышленности не могли не отразиться на отраслевой структуре хозяйства и территориальном размещении промышленности. Появились новые виды производства, такие, как нефтяная, нефтеперерабатывающая, машиностроение. Быстрое освоение новых территорий затронуло размещение топливной и металлургической промышленности. К старым индустриальным районам — Центральному, Петербургскому, Уральскому — прибавились новые: южный угольно-металлургический — Донбасс и Кривой Рог, Бакинский нефтедобывающий. Возникли крупные промышленные центры — Баку, Харьков, Юзовка, Горловка. Ведущая роль в добыче угля и производстве чугуна перешла от Урала к предприятиям Юга России.

Однако не все районы страны развивались равномерно. На северо-западе (в Петербурге, Прибалтике), в Центральном промышленном районе, на юге Украины и в Закавказье успехи были заметны. На Урале темпы развития оказались более низкими, а территории Сибири и Средней Азии оставались почти неосвоенными в промышленном отношении. Некоторые районы сохраняли аграрный характер. Они поставляли городам хлеб и сельскохозяйственное сырье и являлись потребителями промышленных изде­лий. Неравномерность размещения промышленности по территории — одна из особенностей развития капитализма в России.

Экономические изменения в сельском хозяйстве и промышленности не могли не сказаться на внутренней и внешней торговле. Пореформенные годы отмечены быстрым ростом внутреннего товарооборота с 2,4 млрд. руб. в 1873 г. до 11-12 млрд. руб. в 1900 г. Менялись организационные формы торговли. Сезонные ярмарки сохранялись в основном в менее развитых районах. В крупных городах создавались торговые компании с развитой сетью магазинов и складов. Сформировались товарные биржи, имевшие, как правило, специализированный характер: хлебные, лесные, мануфактурные и т.п.

Страницы: 1 2 3 4

Контрактация – первый опыт массового закабаления общины с помощью кооперации
Первый опыт массового огульного втягивания в будущее рабство происходил на основе системы контрактации государства с отдельным обществом на производство и закупку определенного вита сельскохозяйственной продукции. В 20-е годы контрактационный договор заключался государством через посредничество кооперации с крестьянскими хозяйствами. Д ...

Либералы
Лояльное отношение к террористам демонстрировали даже либералы. Так, член думской фракции кадетов И.Л. Шаг говорил об общем долге всех противников царского режима перед террористами. Теракты оправдывались фактом безнаказанного насилия со стороны правительства. «Можно отрицать целесообразность политических убийств, крайне редко приносящи ...

Кальвин и его учение
Исходным пунктом учения Кальвина была мысль, сформулированная в знаменитой фразе, открывающей Institutio: «Вся наша мудрость, поскольку она вообще заслуживает имени мудрости и является надежной и достоверной, складывается из двух основных вещей: познания Бога и познания самих себя». Познание себя и познание Бога взаимообусловлены, однак ...

   
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru