ТУАК в советский периодСтраница 2
В-пятых, потому, что ряд активных деятелей ТУАК-ТОИАЭ (О.А.Акчокраклы, Ф.Н.Андреевский, Е.А.Барт, Д.М.Бибиков, У.А.Боданинский, К.Э.Гриневич, П.А.Двойченко, архиепископ Димитрий (Абашидзе), о. А.М.Зверев, А.И.Леонтьев, о. П.И.Медведков, Л.А.Моисеев, П.В.Никольский, о. А.П.Сердобольский, В.Ф.Смолин, Д.С.Спиридонов, о. В.Г.Станиславский, Н.Л.Эрнст и др.) были в 1920-1930-е годы репрессированы.
Наконец, потому, что в трудах членов ТУАК-ТОИАЭ большое внимание уделялось разработке вопросов истории и культуры практически всех народов Крыма, в том числе и тех, которые были из Крыма депортированы: немцы - в 1941 году, армяне, болгары, греки, крымские татары - в 1944-м.
Вот почему многие краеведческие издания 1917-1930-х годов, а также опубликованные на их страницах труды видных и выдающихся ученых зачастую не значатся в изданных библиографических справочниках. Вот почему наличие в той или иной библиотеке Крыма полного комплекта "Известий" ТУАК-ТОИАЭ - явление очень редкое, свидетельствующее о неординарности истории самой библиотеки. Вот почему первая научная статья, посвященная истории ТУАК-ТОИАЭ, была напечатана лишь в 1967 году.
Однако в этой статье, автором которой был деятельный член ТУАК-ТОИАЭ В.И.Филоненко, основанной исключительно на печатных источниках, история ТОИАЭ прослеживалась только до 1929 года. Ошибка эта перекочевала и в "Советскую энциклопедию истории Украины",[72] где в статье о ТУАК-ТОИАЭ со ссылкой на статью В.И.Филоненко сказано, что ТОИАЭ прекратило свою деятельность в 1929г). Вот почему последующие труды, посвященные истории ТУАК-ТОИАЭ, в которых были использованы уже и архивные материалы, стали появляться в печати лишь с конца 1970-х годов[73].
Важнейшим источником по истории ТУАК-ТОИАЭ, наиболее полно и всесторонне отражающим деятельность этой организации, являются протоколы ее заседаний. В 1887-1931гг., за 44 года существования ТУАК-ТОИАЭ состоялось 341 заседание. Как отмечалось выше, 211 протоколов заседаний ТУАК за 1887-1919гг. тогда же были опубликованы, 130 протоколов заседаний ТУАК-ТОИАЭ за 1920-1931гг., остававшиеся неопубликованными, впервые публикуются
В протоколах заседаний ТУАК-ТОИАЭ фиксировалось, как правило, следующее: дата заседания, фамилии председателя, секретаря и присутствовавших лиц, краткое содержание заслушивавшихся докладов и сообщений и прений по ним (к сожалению, встречается немало протоколов, в которых доклады и сообщения лишь названы, а прения по ним не зафиксированы), принятые постановления. Протоколы подписывались председателем и секретарем.
Заслушивавшиеся на заседаниях ТУАК-ТОИАЭ доклады и сообщения довольно четко подразделяются на информационные и научные. Сообщения информационные отражали текущие дела (в том числе процесс комплектования исторического архива, музея древностей и библиотеки ТУАК-ТОИАЭ; эта информация, при тщательном ее изучении, позволяет в полном объеме реконструировать состав указанных собраний). Доклады и сообщения научные вскоре в форме статей и заметок публиковались на страницах, главным образом, "Известий" ТУАК-ТОИАЭ, а также некоторых других изданий.
Сравнительный анализ научных докладов и сообщений, зафиксированных в протоколах заседаний ТУАК-ТОИАЭ, со статьями и заметками, опубликованными на страницах "Известий" ТУАК-ТОИАЭ, позволил установить, что публиковались отнюдь не все доклады и сообщения. И действительно, составленный список докладчиков и сделанных ими сообщений, зафиксированных в протоколах заседаний ТУАК-ТОИАЭ, насчитывает более 1000 номеров, а алфавитный указатель авторов статей и публикаций, помещенных в "Известиях" ТУАК-ТОИАЭ, включает 438 номеров. Таким образом, о 60% докладов и сообщений получить информацию можно лишь только из протоколов заседаний ТУАК-ТОИАЭ. Лишь только из протоколов можно, например, получить информацию о выступлениях на заседаниях ТУАК выдающегося просветителя крымскотатарского народа Исмаила Гаспринского: лишь несколько из зафиксированных в опубликованных протоколах заседаний ТУАК четырех его сообщений были напечатано в форме статьи или заметки на страницах "Известий" ТУАК.
Другой пример. "Список научно-литературных трудов А.И.Маркевича",[74] опубликованный в 1927 году, включает 64 печатные работы и 9 готовых к печати рукописей. А составленный перечень докладов и сообщений А.И.Маркевича, заслушанных на заседаниях ТУАК-ТОИАЭ, насчитывает 305 наименований. Таким образом, составленный перечень докладов и сообщений А.И.Маркевича позволяет, во-первых, существенно обогатить бытующие представления о роли А.И.Маркевича в развитии крымоведения (а это тем более важно, что судьба личного архива А.И.Маркевича, оставшегося после кончины ученого в 1942 году в распоряжении его внучки и содержавшего, как явствует из малоизвестной анонимной заметки "Наследство ученого Маркевича",[75] значительное количество неопубликованных работ и обширную переписку, до сих пор остается неизвестной; впрочем, в той же заметке сообщалось, что "библиотеку по истории, принадлежавшую А.И.Маркевичу, приобрела Бухарестская Академия наук")[76], во-вторых, дополнить библиографию А.И.Маркевича перечнем тех его докладов и сообщений, которые изложены или даже процитированы в опубликованных протоколах заседаний ТУАК (как известно, такие доклады и сообщения признаются публикациями) и, в-третьих, побуждает к поискам опубликованных, но не зафиксированных в вышеназванном "Списке научно-литературных трудов А.И.Маркевича"[77] его работ (а таких работ, как выясняется, немало).
На службе у Государя Николая Александровича
Начало работы под руководством нового Государя. Первые обиды. Едва успел Витте составить свою программу, как из Ялты пришло страшное известие: умер Александр III. Вся страна была охвачена горем. Перед русской аристократией встала задача: подчиниться новому Царю, служить Ему верой и правдой, вместе с Ним трудиться на благо Отечества. Зад ...
Развитие духовной культуры
К духовной культуре мы относим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это в первую очередь язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия. Начавшиеся в VI в., бурные политические процессы, приведшие к расцвету, а затем и упадку Тюркского каганата, значительно изменили лингвистическую карту Казах ...
Начало
«великого перелома»
Поскольку теоретически считалось, что коллективизация – дело добровольное, то предполагалось в каждом конкретном случае уполномоченным по проведению коллективизации собирать крестьян на общее собрание с целью выявить желающих записаться в колхозы.
Летом 1929 г., возникла идея сплошной коллективизации Хоперского округа Нижневолжского кр ...