Война науке не помехаСтраница 2
После победы Красной Армии в Сталинградской битве в п. Красноармейске в марте 1943 г. была открыта единственная школа № 55. В школах № 22, 62 и 123 были организованы военные госпитали, а здания школ № 2 и 117 из-за разрушений были непригодны для обучения. Поэтому всех детей поселка в марте 1943 г. определили в школу № 55, где директором была Анастасия Никифоровна Побединская.
Для учащихся начальных классов не хватило помещений. Классы сделали сборными. В одной комнате занимались ученики с 1 по 4 классы. Численность детей доходила до 40 человек. Проводились лишь основные уроки: чистописание, арифметика, чтение - по три урока в день. Букварей и книг не хватало (один учебник на 4-5 человек). Отвечавший читал вслух, дети старались записать или запомнить. Из-за недостатка тетрадей учились писать на клочках бумаги. На большой перемене дежурные старшеклассники освобождали класс от парт, приносили кипяток, кусочек черного хлеба с сахаром и реже - похлебку из пшена.
В старших классах педагоги старались проводить все основные уроки. Трудности в работе педагогического коллектива были огромны: школа была переполнена, численность учащихся старших классов достигала 55 человек, кабинеты были не приспособленными к такому количеству детей. Катастрофически не хватало учебников и школьных пособий, учитель приходил в класс с 10-12 книгами, которые распределялись по партам. Ученики читали вслух, а отрывки из художественных произведений пересказывали. Чтобы выучить урок, дети шли на другой конец поселка. Не хватало тетрадей, чистой бумаги, чернил и карандашей. Доставали старые газеты и писали между строк на широких газетных полях. Линейки для черчения делали из куска оструганной доски, размечали по сантиметру, делая зарубки ножом. Дети проучились с марта по июнь 1943 г., в августе принимали активное участие в восстановлении школы. Здесь особенно отличился класс Фокиной Марии Александровны, награжденной значком "Отличник народного просвещения".
В сентябре 1943 г. школа № 55 продолжала оставаться единственной работающей школой в поселке. Ситуация с учебниками, тетрадями, книгами, школьными пособиями не изменилась. Но уже не было сборных классов, детей распределяли по возрасту. Дирекция школы организовала на ее базе кружки по шитью и вязанию. Классы в 1943-1944 гг. стали отапливаться: дрова пилили дежурные по классам старшеклассники. До 150 г черного хлеба была увеличена порция на человека в день.
Одной из проблем первостепенной важности стала низкая квалификация педагогического состава. Недостаток кадров приводил к тому, что на ставку учителя младших классов брали выпускников школ довоенных и военных лет, закончивших шестимесячные педагогические курсы. Решению этого вопроса помогали возвращавшиеся с фронта учителя. Один из них - Василий Гаврилович Евреинов, который за отличную работу награжден медалью "За трудовую доблесть", значком "Отличник народного просвещения", юбилейной медалью в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, медалями "20 лет Победы над фашизмом", "30 лет Победы над фашизмом", "50 лет Октябрьской революции", многими грамотами и благодарностями. С 1937 г. он работал преподавателем математики и физики в старших классах школы № 55. В 1941 г. В.Г. Евреинов ушел добровольцем на фронт, в 1943 г. из-за тяжелого ранения освобожден от воинской обязанности и вернулся в родную школу стал ее директором. Кроме него в школу № 55 с фронта возвращается Мыльцин Константин Михайлович - учитель математики.
Учителя думали не только об успеваемости детей. Они старались организовать досуг учащихся. По воспоминаниям учителя младших классов Макушиной Антонины Дмитриевны, во время большой перемены между уроками, для учащихся младших классов устраивали игры, экскурсии, ходили гулять в пришкольный сад. В старших классах на переменах сдвигали парты к стенкам и начинались танцы, патефон приносили из кабинета музыки. В школе устраивались литературные вечера, праздники на Новый год и 1 мая. Ученики школы помогали и фронту, и госпиталю, и вдовам с маленькими детьми. На базе школы были организованы курсы кройки, рукоделия и шитья, где шили и вязали одежду для солдат и отправляли посылки на фронт (кисеты, варежки, носки, шарфы). Ребята давали концерты в госпиталях, которые находились в зданиях школ № 22, № 62 и других госпиталях. Шел май 1945 года, учебный год подходил к концу. В школах подводились итоги прошедшего учебного года. 18 ребят - учащихся 10 класса получили аттестат зрелости.
Восточно-Прусская операция
Одновременно с действиями германских войск на Западном фронте русское командование также предприняло ряд активных действий — 4 августа русская армия под командованием П.К.Ренненкампфа вторглась в Восточную Пруссию, вскоре ее поддержала 2-ая армия А.В.Самсонова. Германские войска были отброшены, но в результате отсутствия взаимодействия ...
Из истории болезни: этапы формирования политического пространства
современной Украины
Формирование современной государственной территории Украины происходило в рамках Российской империи — СССР и включало в себя ряд этапов. Первый (конец XVI — конец XVII вв.) характеризуется вычленением из состава Речи Посполитой территории Малороссии (Среднего Приднепровья) и началом колонизации Слобожанщины (Восточной Украины), в которо ...
Крестьянство в системе позднего феодализма
Насильственная экспроприация крестьян ускорялась в XVI в. в некоторых странах (Англия, Германия, Нидерланды) конфискацией (секуляризацией) и распродажей церковных и монастырских земель в ходе реформирования католической церкви (Реформация). В деревне в XVI—ХVII вв., как и в городе, возникали капиталистические от-ношения. Но в деревне з ...