Волжские речники в битве за СталинградСтраница 2
В последних числах сентября уровень воды в Волге стал резко падать, перекаты на Волге обмелели, становясь непроходимыми для паромов и судов с большой осадкой. Речники решили углубить перекат взрывами и. построили свайные причалы на левом берегу Волги.
27 сентября 1942 г. Центральная переправа полностью прекратила свою работу. Ее судовой состав был переведен для работы на другие переправы и, в частности, на "Переправу-62", которая сыграла решающую роль в судьбе 62-й армии. В материалах музея речников сохранились документы, отражающие подвиг пароходов "Кузнец", "Совхозница", "Узбек", "Надежный", баркасов "Абхазец", "Пожарский", "Ерик", дощаника "Связист", которые переправляли боеприпасы и продовольствие войскам в район наиболее обстреливаемой противником переправы у завода "Красный Октябрь", осажденной дивизии генерала И.И. Людникова.
В октябре 1942 г. в результате наступления гитлеровцы вышли к берегу Волги в районе Тракторного завода. В связи с этим резко увеличились потери судов и переправочных средств на переправах 62-й армии. Причалы были перенесены южнее завода "Красный Октябрь". Раненых в ожесточенном бою за тракторный завод бойцов и командиров вывозили бронекатера и тральщики Волжской военной флотилии, отдельные речные суда, плавсредства понтонно-мостовых батальонов. Для усиления переправ 62-й армии и уничтожения артиллерийских и минометных батарей врага, командующий ВВФ контр-адмирал Д.Д. Рогачев своим приказом № 33/ОП от 27 октября 1942 г. сформировал Сталинградскую оперативную группу кораблей в составе двух канонерских лодок "Чапаев" и "Усыскин", 15 бронекатеров и 4 тральщиков.
В ноябре 1942 г. начался ледоход. "Переправа-62" была усилена мощными судами "Емельян Пугачев", "Генерал Панфилов", "Кочегар Гетман", "Спартаковец". Здесь же продолжали работать баркас "Ерик", 13 бронекатеров ВВФ и переправочные средства инженерных войск армии. На другие переправы были выделены мощные буксиры "Сократ", "Варяг", "Самара", "Краснофлотец", "Механик Власов". Командующий Сталинградским фронтом генерал-полковник А.И. Еременко 16 ноября 1942 г. утвердил план переправ через Волгу в ледовых условиях. Основными переправами в это время были "Красный Октябрь", Красноармейск, Светлый Яр, Каменный Яр, Никольское. Только в ночь на 16 ноября суда "Емельян Пугачев", "Генерал Панфилов", "Спартаковец" переправили 700 бойцов, 156 тонн воинских грузов, эвакуировали 300 раненых. "Всю тяжесть переправы вынесли на себе маленькие речные пароходики, колесные и винтовые, которые, не взирая ни на что, застревая среди Волги; до самого конца ледохода продолжали упорно работать. Колесный пароход "Механик Власов", которому еще до войны плавание было запрещено, перевез тысячи раненых, продовольствие и одежду, с пробитым носом, с обломанными колесами, работал до самого ледостава, пока не вмерз в лед посреди Волги", - вспоминал К.К Абрамов, генерал-майор, член военного совета 64-й армии. Суда, изуродованные осколками снарядов и льдом, работали буквально на износ. Последним судном, ушедшим на зимовку, был пожарно-спасательный пароход "Самара". Он работал у светлого Яра до 27 декабря 1942 г.
В дни Сталинградской битвы речные суда, совершив более 35 тысяч рейсов через Волгу, перевезли для Сталинградского фронта: 543 тысячи военнослужащих и раненых, в том числе 280 тысяч жителей Сталинграда, 29,4 тысячи автомашин, 550 тягачей, 149 тысяч тонн боеприпасов, продовольствия и других грузов; для Донского фронта: 542 тысячи военнослужащих и раненых, 66,5 тысячи автомашин, 2450 тягачей, танков и тракторов, 61,5 тысячи тонн грузов.
Из истории создания "Мемуаров"
"
… Никому Отчета не давать; себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья - Безмолвно утопать в восторгах умиленья - Вот счастье!"
А. Пушкин
История ...
Движение Болотникова
Иван Исаевич Болотников появляется на исторической арене, по мнению большинства историков XIX - XX веков, следующим образом. После московского переворота 17 мая 1606 года, когда Лжедмитрий I был убит и на престол возведен Василий Иванович Шуйский, двое из приближенных дворян, Михаил Молчанов и князь Григорий Шаховский остались верными у ...
Обострение внешнеполитических отношений с Османской империей
Россия и Османская империя в XVIII столетии находились постоянно в напряженных отношениях. Кроме существования тяжелейшей для России проблеме южных степных границ, постоянной крымско-турецкой агрессии, наконец, проблеме выхода России к побережью Черного моря, имевшего громадное значение для экономического развития страны, довольно остры ...