Проекты государственных преобразований М.М. СперанскогоСтраница 3
Принцип выборности использовался и при формировании судебной власти, но только в трех ее первых инстанциях: волостного, окружного и губернского судов, которые избирались соответственно волостными, окружными и губернскими собраниями. Волостной суд состоял из «главного волостного судьи, его товарищей и волостных судей, постоянно пребывающих». Его назначение – «минное разбирательство» гражданских дел и наложение взысканий за маловажные поступки. По существу, первой судебной инстанцией, которая рассматривала не только крупные гражданские, но и уголовные дела, был окружной суд, состоявший из двух отделений – гражданского и уголовного. На тех же принципах строился и губернский суд. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат судебный. Он состоял из четырех департаментов – двух по гражданским и двух по уголовным делам. По проекту Сперанского, судебный Сенат рассматривает протоколы нижестоящих судов, следит за правильностью исполнения процедурных норм, в случае их нарушения направляет дело на вторичное рассмотрение в те же суды. Это и высшая апелляционная инстанция. Решения Сената объявляются публично и печатаются. Во всех трех первых судебных инстанциях вводится институт присяжных заседателей, и судебное заседание является гласным.
По такому же принципу, как и суды, формировалась исполнительная власть. Три первых инстанции (волосные, окружные и губернские управления) избирались на волостных, окружных и губернских собраниях.
«Управление государственное» как высшая инстанция формировалась из числа лиц, назначаемых императором и перед них ответственных[8].
По плану Сперанского высшим органом, который призван был объединить деятельность законодательной и, судебной и исполнительной властей, должен быть Государственный совет.
В функции Государственного совета входило разъяснение смысла законов, принятие мер к их проведению в жизнь, распределение по министерствам и ведомствам государственных доходов и расходов, рассмотрение отчетов министров. Государственный совет подразделялся на четыре департамента – законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии. По предложению Сперанского государственный совет должен стать своеобразным связующим звеном между императором и новыми государственными органами: Государственной думой, Сенатом и Комитетом министров. Его члены должны были избираться, а назначаться императором, вследствие чего новый орган становится как бы своеобразной палатой лордов, в которой происходило бы обсуждение важнейших проблем государства и законопроектов[9].
Окончательное обсуждение законопроектов происходило в общем собрании Совета – объединенном заседании всех департаментов.
Государственный Совет призван был придать системе законодательства строго централизованный порядок. Все проекты новых законов по всем отраслям управления рассматривались в Государственном Совете. Государственный Совет – не законодательный, а законосовещательный орган при императоре. Ни один закон, рассмотренный и принятый советом, не передается к исполнению без утверждения императором[10]. Преимуществом новой системы управления были профессионализм, единоначалие в принимаемых решениях и ответственность исполнителей перед законом. Следствием такой реформы должен был стать один из двух вариантов государственного устройства России, предполагавших следующую структуру:
– установление законодательного сословия России, выражающего мнение народа. В первом случае сословие законодателей должно быть свободно от самодержавия, во втором – законодатели должны зависеть от «державной власти»;
– учреждение четкой системы исполнительной власти, подконтрольной законодательной и судебной;
– формирование судебной власти, подконтрольной монарху или же полностью самостоятельной[11].
К числу важнейших инициатив Сперанского следует отнести идею реорганизации сената, в соответствии с которой его предполагалось разделить на Правительствующий и Судебный. В первом должны были быть сосредоточены все дела по управлению и администрации страны, второй должен стать высшей судебной инстанцией, наделенной функциями управления всеми судебными учреждениями и надзора за правильностью (законностью) их решений, кроме того он являлся Верховным уголовным судом.
Кроме того, по предложению Сперанского в 1809 г. Было принято два указа: о придворных званиях, который предписывал обладателям придворных знаний в течение двух месяцев подыскать себе действительную службу, и указ об экзаменах на чины. Вторым указом был введен специальный экзамен для высших государственных чиновников на проверку их общих знаний в рамках гимназического курса.
В числе экономических начинаний Сперанского следует назвать проект оздоровления финансов 1810–1812 гг. (план Сперанского – Балугьянского – Мордвинова), который заключался в следующем: предполагалось изъять из обращения ассигнации и образовать капитал для погашения, перейти к твердому устройству монетной системы, установить равновесие между доходами и расходами, всячески способствовать развитию торговли.
Духовная культура
Расцвет духовной культуры XIV - XV вв. - время расцвета письменной литературы на кыпчакском языке. К сожалению, до нас дошли немногие литературные памятники того времени. Среди них преобладали религиозные труды и переводы с иранского и арабского, а также авторизированные варианты популярных восточных легенд.
Одна из первых, дошедших до ...
Появление и пути мануфактур
Капиталистическая мануфактура — это мастерская, предприятие, владельцами которых являются купец-капиталист или капиталист-предприниматель, обладающие капиталом и средствами производства. В мануфактурах трудятся подчиненные капиталистам наемные рабочие, в том числе надомники, продающие свою рабочую силу. Капиталистическая мануфактура з ...
Многонациональное содружество
Гармонично сочетая в себе черты Востока и Запада, Казань является местом проживания многих народностей и национальностей. В Казани и пригородах можно услышать речь на более чем 110 языках. Межконфессиональные отношения строятся в соответствии с принципом свободы совести, предусматривающим равенство всех религий перед законом, право граж ...