Советские люди в период Великой Отечественной войныСтраница 4
Эти суровые меры, сродни тем, что принимались в годы военного коммунизма, находили поддержку и понимание. Перед лицом грозной опасности граждане были готовы трудиться без сна и отдыха, что называется, — на износ. До сих пор загадкой остаются трудовые рекорды, намного превосходившие достижения довоенных стахановцев и превышавшие средние нормы выработки в 2, 3, 5, 10 и более раз. Рабочих, которые их устанавливали, называли «двухсотниками», «трехсотниками», «пятисотниками», «тысячниками». Примечательно, что такие рекорды нередко ставили подростки, женщины и старики. Это подчеркивало скрытые возможности советского производства. Потребность внести свой вклад в победу над врагом стала важным моральным стимулом для роста производительности труда.
Под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» на предприятиях внедрялись новые трудовые почины, направленные на совершенствование производства и увеличение выпуска продукции. Молодежь, например, выступила с инициативой движения «В труде, как в бою», организованного по фронтовому принципу. Впрочем, движение не получило официальной поддержки. Руководство, видимо, опасалось полной милитаризации экономики, поскольку «трудовые армии» и «рабочие батальоны», созданные по примеру военного коммунизма, снова не оправдывали себя.
Рост военного производства достигался путем сокращения производства в гражданских отраслях и, как следствие, сопровождался снижением уровня жизни людей. Не хватало буквально всего, вплоть до иголок, ниток, спичек, соли и прочих мелочей. Их можно было достать только на «черном рынке», а цены на нем в годы войны подскочили примерно в 20 раз.
Наперекор смерти звучала в окопах и блиндажах, на коротких привалах и на фронтовых дорогах песня, помогая выстоять наперекор голоду и тяжести потерь, помогая создать всё необходимое для фронта. Все участники самодеятельности, а к ней тогда тянулись многие, переключились на работу в госпитали, на призывные пункты военкоматов. Многие политпросветработники уходили в армию. Некоторые из них позднее оказывались во фронтовых ансамблях песни и пляски. Знаменательно, что из таких ансамблей вышли профессиональные артисты, такие, как заслуженный деятель искусств России, почётный гражданин города Омска В.Я. Тулупова, заслуженные артисты Н.А.Блохина, А.Ф.Липатов, артистка балета Е.Г.Мартен и другие.
Концерты для раненых или уходивших на фронт были особенно ответственными. Обычно они начинались с чтения сводок. Информбюро и краткого выступления политработника, а затем звучала «Священная война» Александрова А., пели «Катюшу», «Огонёк», «Синий платочек», любимые песни Соловьёва – Седого «Соловьи», «На солнечной поляночке», песню Листова К., «В землянке» и другие. Зал не только внимательно слушал, но часто пел вместе с самодеятельными артистами.
Сражалась вся страна – сражался фронт, сражался тыл, которые полностью выполнили стоявшую перед ними задачу. Среди защитников Родины были и обиженные в своё время властями. Но все твёрдо знали, что Отечество надо защищать, оставляя в стороне личные обиды.
Массовый героизм, проявленный в годы войны, не мог быть случайным. В основе – вековые традиции русского народа – защищать Отечество, готовность к ратной службе. Тысячелетиями формировались эти традиции, и поколение тех, кто сокрушил сильнейшего врага в 1941-1945 годах, с детства впитывало их.
[1] Алексиевич С. У войны - не женское лицо . Минск, 1985.
Вторжение немецко-фашистских войск в Польшу
Для нападения на Польшу немецко-фашистское командование сосредоточило 52 дивизии (в том числе 10 танковых и моторизованных) и одну бригаду, 3 тыс. танков, около 2 тыс. самолетов.
Польская армия имела в своем составе 37 пехотных дивизий, 11 кавалерийских бригад, 2 мотомеханизированные бригады, 860 легких танков и 420 самолетов.
Немецко ...
Из школьных учебников истории конца ХХ начала ХІ вв.
"Становление нового независимого государства — процесс всегда мучительный, сложный и противоречивый. Особенно если он сопровождается крушением империи, в состав которой входила политически самоопределяющаяся территория. В таком случае для последней суверенитет часто становится не только искомой, но и вынужденной формой существовани ...
Второй период творчества Тарле
Когда грянула Великая Октябрьская социалистическая революция, в России среди деятелей университетской науки было немного людей, которые подобно К. Тимирязеву, замечательному естествоиспытателю и мыслителю, сразу, решительно и сознательно встали бы на сторону победившего пролетариата и трудящегося крестьянства. Е.В. Тарле не был в их чис ...