Второе крещение Руси в 70-е годы IX в.Страница 5
Казалось бы, это заключение решает проблему о вероисповедании киевлян IX столетия. Однако не все здесь просто. Во-первых, крайне сомнительно, что срубные погребения с конем и рабыней были христианскими. Во-вторых, многие захоронения с трупосожжениями, расположенными на горизонте под курганными насыпями, могли и не дойти до нашего времени. Ведь к XIX-XX столетиям, когда на территории Киева проводились археологические изыскания, уцелела лишь небольшая часть киевского некрополя. В-третьих, не исключено, что уже в IX в. в Киеве жили не только славяне, но и представители иных этносов. Среди них могли оказаться и язычники, у которых было принято не сжигать покойников на кострах, а помещать их в срубную могилу вместе с женой, рабами, вещами и оружием. Так, например, среди части скандинавов в IX-X вв. был распространен обычай хоронить представителей знати в особых деревянных камерах, под курганами, куда вместе с умершим помещались ладья, конь, вооружение, предметы домашнего обихода и рабыни. Вполне возможно, что обряд захоронения покойников в срубных могилах был характерен и для части местного населения Киева.
Б.А. Рыбаков указывал, что обряд ингумации в срубных гробницах IX-X вв., который прослеживается на материалах Киевщины и Полтавщины, восходит к скифским погребениям Среднего Поднепровья. Он полагал, что люди, захороненные в срубных гробницах, вели свое происхождение от скифов. Однако в IX-X вв. они по своей культуре не отличались от славянского населения, хотя и сохранили некоторые свои обычаи, восходящие к весьма давним временам.
По-видимому, как раз этих скифов и имел в виду арабский писатель начала X в. Ибн Русте, писавший следующее: "Когда у них (русов. - О. Р) умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежды и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заключении".
Основная часть славянского населения, по свидетельству арабских и иных писателей, хоронила своих покойников путем кремации. Кремация существовала и в Киеве в IX-X вв. Но в то же самое время там была широко распространена среди масс простого населения ингумация покойников в деревянных гробах в подкурганных ямах - типичный христианский обычай, сохранившийся на протяжении многих веков. О чем может свидетельствовать этот факт? Думается, о широком распространении христианства в Киевской земле уже в IX в., что подтверждает версию Константина Багрянородного, а также известия хроники Константина Манасия и сербского сказания о вторичном массовом крещении русов (киевских) в царствование Василия I Македонянина.
М.К. Каргер считал, что и массовые захоронения в деревянных гробах, помещенных в грунтовые ямы, также следует рассматривать как языческие, поскольку в них не встречаются предметы христианского культа - кресты, иконки и т.д.; в тех же могилах присутствуют различные предметы быта.
С его доводами согласиться нельзя. На Руси не было обычая хоронить покойников с нательными крестами и иконками. А оружие и предметы быта клали в могилы христиан не только в эпоху раннего, но и развитого феодализма. Вот простом пример. В 1963 г. в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты три гробницы Ивана Грозного и двух его сыновей - Ивана и Федора. Ни при одном из костяков не было обнаружено ни крестика, ни иконки. Зато во всех могилах имелись стеклянные сосуды.
Босния и Герцеговина
БиГ испытала самые страшные последствия гражданской войны. Погибло свыше 200000 чел. Более 400 тысяч беженцев так и не смогли вернуться на родину. Почти полностью ликвидированы все социальные гарантии населению, экономика находится на грани банкротства, процветает коррупция, огромные размеры приняла безработица – свыше 50%.
За поддержа ...
Малые города Сибирского края. Понятие «малый город»
Малые города – особая социальная и культурная ниша, особый хозяйственный уклад, особый тип жизненных планов.
Главный смысл малых городов в том, что в их культурном пространстве соединяются крестьянское и городское мироощущение. Возникает уникальный мировоззренческий сплав – космическое чувство крестьянина тесно переплетено с присущими ...
Кампания 1915 года
Кампания 1915 года перенесла центр тяжести боевых действий на Восточный фронт, где развернулись главные события. По плану командующего Восточным фронтом Германии генерала фон Гинденбурга основной удар был направлен против самого слабого члена Антанты — России. С весны по август русский фронт практически на всей своей протяженности был в ...