ВведениеСтраница 1
В истории Нового времени международные отношения приобретают качественно новое значение, так как именно в этот исторический период происходит формирование новых принципов построения внешней политики европейских государств. В большей степени это было характерно для второго периода Нового времени, а именно для рубежа XIX - XX веков, когда мир вступает в эпоху империализма.
Империализм в широком смысле выступает как государственная политика, направленная на завоевание территорий, организацию колоний, установление экономического и политического контроля над другими государствами.[1] Поэтому в новых условиях некоторые страны становились мировыми, ведущими державами (к их числу можно отнести Англию, Францию, Россию, а затем и Германию), другие же в силу своих территориальных особенностей, форм правления и экономического потенциала уступали передовым державам, отступали на второй план. Однако их значение от этого лишь возрастало, поскольку сильные государства старались использовать их для решения своих внешнеполитических задач.
В таких условиях целью второстепенных стран было сохранение своей независимости и самостоятельности. С подобными проблемами столкнулись и три скандинавские страны – Дания, Швеция и Норвегия. Они стали местом столкновения интересов стран Западной (Великобритания) и Восточной (Германия, Россия) Европы.
Итак, тема данного исследования посвящена взаимоотношениям стран Европейского Севера (Норвегии, Дании, Швеции) с другими государствами. Внешняя политика каждой из этих стран в целом была схожей, но, в то же время, наблюдались и некоторые различия в приоритетах внешнеполитического курса, в экономических факторах, в способах урегулирований каких-либо конфликтов и так далее.
По мнению автора работы, данная тема является актуальной. Как известно, Скандинавия представляет собой комплексный в географическом плане регион со сходными климатическими условиями, с близкими языковыми особенностями и схожей экономикой.[2] Европейская общность в рассматриваемый автором период была заинтересована не только в экономических, культурно-исторических потребностях, но и в вопросе обеспечения мира и безопасности. Как известно, к Скандинавии примыкает Балтийское море, которое непосредственно связывает многие страны, так как является важным морским путём. А в эпоху нарастания империалистических тенденций такое положение скандинавских стран интересовало ведущие европейские державы, так как морские проливы обеспечивали информативную и культурную связь стран Европы друг с другом, стабильные торгово-промышленные отношения между этими странами, а в случае войны – способность военных флотов либо осуществлять плавание в Балтийском море, либо нет. Как известно, многие современные страны проводят политику, как внешнюю, так и внутреннюю, исходя из исторического опыта страны. Поэтому не менее важную роль, чем во второй период Нового времени, данные проливы, будучи принадлежащими этим же скандинавским странам, играют и в настоящее время. Это связано с тем, что страны, имеющие выход в море, имеют морской флот, цели которого – содействие торговле, экономическим и политическим связям, урегулирование конфликтов и многое другое. Развитые страны преследуют эти цели и в настоящее время. Поэтому вопрос внешней политики, а в особенности вопрос проливов являлся важным в прошлом, является важным и в настоящем. Таким образом, рассмотрение дипломатических отношений Швеции, Норвегии и Дании с ведущими странами Западной и Восточной Европы требует более глубокого рассмотрения в силу своей актуальности.
Итак, объектом данного исследования является внешняя политика стран Скандинавии, а точнее – Швеции, Норвегии и Дании. Предмет работы – основные направления внешней политики этих стран: Западная (Великобритания) и Восточная (Германия и Россия) Европы.
Цель исследования – рассмотреть основные направления внешней политики стран Скандинавии, и выяснить: во-первых, были ли эти направления одинаковы для всех стран в рамках общей идеи «скандинавизма»; во-вторых, смогли ли страны на протяжении рассматриваемого периода сохранить приоритеты во внешней политике. Для достижения этой цели автору работы необходимо решить ряд задач, а именно: во-первых, рассмотреть внешнеполитические приоритеты Швеции и выяснить, какой политики в отношении стран Европы и отдельно России придерживалась эта страна в рассматриваемый период; во-вторых, рассмотреть внешнюю политику Норвегии и проанализировать, повлияло ли на неё расторжение шведско-норвежской унии; в-третьих, выделить приоритетные направления внешней политики Дании в связи с её «ключевым» положением на Балтике.
При написании работы были использованы источники, специальные труды по рассматриваемым автором странам, а так же научные статьи. Главными источниками, привлеченными при написании данной работы, являются дипломатические документы, такие как: договоры, конвенции, протоколы, декларации и меморандумы. Эти документы опубликованы как в «Сборнике договоров России с другими государствами»[3], так и в «Сборнике важнейших документов по международному праву»[4] и в «Сборнике документов до истории Нового времени стран Европы и Америки»[5]. Для автора эти источники являются наиболее ценными, так как более всего соответствуют теме исследования.
Голодные сороковые
«Голодные сороковые» жестоко ударили по всем слоям европейского населения. Особенно ухудшилось экономическое положение между 1845 и 1847 гг., так как один за другим следовали неурожайные годы, что вызывало резкий рост цен на зерно.
Ко всем бедам в 1847г. Европу потряс мировой промышленный кризис.
Искра вспыхнула во Франции в 1848 году ...
Синопский морской бой
Морское сражение при Синопе произошло в самом начале Крымской войны. Начавшись в октябре 1853 г. между Россией и Турцией, она вскоре переросла в вооруженное столкновение России с сильной коалицией Турции, Англии, Франции и Сардинии. Это было последнее крупное сражение парусных кораблей и первое, в котором использовались бомбические оруд ...
Либералы
Лояльное отношение к террористам демонстрировали даже либералы. Так, член думской фракции кадетов И.Л. Шаг говорил об общем долге всех противников царского режима перед террористами. Теракты оправдывались фактом безнаказанного насилия со стороны правительства. «Можно отрицать целесообразность политических убийств, крайне редко приносящи ...