Амир Темур – историческая личностьСтраница 7
Испанский посол Руи Гонзалес де Клавихо в своем «Дневнике путешествия в Самарканд ко двору Темура (1403-1405 гг.)» приводит замечательные примеры, описывая эти памятники архитектуры, а также воздвигнутые Сахибкираном райские сады.
Наряду с архитектурой, Амир Темур уделял большое внимание делам по благоустройству городов, в результате чего их население было обеспечено питьевой водой. Например, в Самарканд вода доставлялась через канал из Заравшана. Как описывает историк-путешественник Ибн Ховкал, побывавший в средние века в Самарканде: не было ни одной улицы, ни одного двора, на которых не было бы проточной воды. Только некоторые дома не имели садов. Здесь наряду с прекрасными архитектурными зданиями было разбито 12 садов-парков, насаждения и прекрасная зелень которых напоминали райские кущи. Эти сады с чудными названиями – Боғишамол, Боғизағон, Боғибулду, сад Шахруха Амирзадэ, Боғи Биҳишт, Боғи Дилкушо, Боғи Баланд, Боғи Чинор, Боғи Жаҳон. История их возникновения, описание строительства величественных зданий в них, проведенных в них обрядов приводится в книге Шарафиддина Али Язди «Зафарнаме», в воспоминаниях Клавихо. Места, именуемые названиями данных садов, существуют и поныне.
Необходимо также подчеркнуть, что Амир Темур очень серьезно относился к истории. В области историографии такие известные на востоке историки, как Низамиддин Шами, Хафизи Абру, Муиниддин Натанзи, Шарафиддин Али Язди, прославились своими произведениями об Амире Темуре. Полностью осветивший историю Амира Темура Низамиддин Шами в заключении своей книги «Зафарнаме» пишет, что Сахибкиран в 804 г. (1401-1402 гг.) пригласил его к себе и велел написать историю своей жизни и деятельности, при этом он потребовал, чтобы «стиль изложения имел меньше сложных деталей и славословия: не допускал различных смысловых оттенков. Если основная цель останется незаметной в водовороте уподоблений, метафор, то пользы от подобного произведения будет мало. Если один человек поймет степень и смыл какого-нибудь слова, остальные десять, а может и сто человек не сумеют осознать намеченную цель. Следовательно, от этого нет никакого проку для простого народа». Ясно, что Амир Темур четко представлял цель, стиль изложения при создании исторического произведения и задачу пояснял коротко и ясно. То есть история пишется для масс, для будущего. Шами стремился соблюдать требования Сахибкирана и последующие историки, в частности Шарафиддин Али Язди, широко использовали структуру его произведения. Будет уместно напомнить, что именно во времена Темуридов историография достигла своего апогея.
В мировой истории период Амира Темура и Темуридов занимает особое место. Исследователям давно известно наличие множества исторических произведений, являющихся первоисточниками в освещении истории Средней Азии и стран Среднего Востока времен Темура и Темуридов, относящихся к XIV-XV вв. К ним относятся такие жизнеописания, как «Зафарнаме» Низамиддина Шами, написанное еще при жизни Сахибкирана, «Зубдат ут таворихи Бойсунғурий» Хафиза Абру, написанное в период правления Шахруха (наследника Темура), знаменитое «Зафарнаме» Шарафиддина Али Язди, «Мужмали Фасихи» Фасиха Ахмада Хавофи, «Матлаи Садайн ва мажмаи бахрайн», написанное Абдураззаком Самарканди в год (1470) восшествия Хусейна Байкаро на престол, семитомное «Равзат ус-сафо» Мирхонда, созданное во времена Алишера Навои, «Маъсирул-мулк» и трехтомное «Хабиб ус-сиар» Хондамира.
Городокское сражение 7 сентября
7 сентября в наступление перешли 3-я и северный фланг 2-й австрийской армии, что сразу поставило в критическое положение 12-й корпус армии Рузского. На фронте у Равы-Русской окончательно определилось, что речь идет не о заслоне, не о жертвующих собой арьергардах, но об основных силах 4-й австрийской армии. Ситуация в районе Львова сразу ...
"Мемуары" Сен-Симона как творческий итог
его жизни. Характеристика источника
"
Настоящая литература может быть только там,
где ее делают не исполнительные,
благонадежные чиновники,
а безумцы, еретики, отшельники, мечтатели,
бунтари, скептики.
А если писатель должен быть благоразумным,
должен быть сегодня - полезным,
не может хлестать всех как Свифт,
не может улыбаться над всеми как Анатоль Франс,
т ...
Двадцать третий съезд КПСС
Двадцать третий съезд КПСС (29 марта — 8 апр. 1966 г., Москва) одобрил деятельность ЦК партии в направлении более научно обоснованного руководства общественным развитием; принят Директивы по 8-му плану развития нар. х-ва СССР на 1966-70 гг Главная экономич. задача 8-й пятилетки состояла в том, чтобы на основе всемерного использования до ...