Военная индустрия в экономической жизни общества накануне фашистской агрессии
Страница 9

История » Военная индустрия в экономической жизни общества накануне фашистской агрессии

Среди руководителей военно-промышленного производства были арестованы нарком оборонной промышленности М.Л. Рухимович, нарком вооружения Б.Л. Ванников, нарком авиационной промышленности М.М. Каганович, нарком боеприпасов И.П.Сергеев, нарком машиностроения А. Брускин. Тяжелый урон понесли ведущие военно-технические кадры: руководство ЦАГИ во главе с Н.М. Храмовым, авиаконструкторы А.Н. Туполев, В.М. Петляков, В.В. Мясищев, Д.Л. Томашевич, Р.Л. Бартини, А.И. Путилов, И.Г. Неман, К.А. Калинин, В.А. Чижевский, руководители Реактивного института И.Т. Клейменов, Г.Э. Лангемак, создатели новых видов оружия С.П. Королев, В.И. Бекаури, В.И. Заславский, Л. Курчевский, П.К. Ощепков, С.М. Егер и другие. Находясь в заключении, многие из них оказались в специальных конструкторских бюро НКВД («шарашках»), где под тюремным надзором продолжали трудиться по созданию новых образцов военной техники.

Репрессии обескровили опытный руководящий состав сотен оборонных предприятий, включая директоров, главных инженеров, начальников цехов, технологов, мастеров. В авиапроме только за 1937-1938 гг. на 53 основных заводах сменили 32 директора, были арестованы директора и основной руководящий состав всех ведущих авиазаводов в Москве, Ленинграде, Воронеже, Новосибирске и др. В танковой промышленности репрессиям подверглись руководители почти половины предприятий. Судостроительная промышленность лишилась директоров всех основных заводов. Только на ленинградских судостроительных заводах на место уволенных и репрессированных были назначены 85 новых начальников цехов и их заместителей, 78 руководителей отделов, 27 начальников участков, 124 мастера.

Такое же положение было в отраслях, являвшихся основными поставщиками военной промышленности. В 1939 г. в наркомтяжпроме было снято 79 директоров и главных инженеров заводов, из 159 начальников цехов осталось 50. «Мы не имеем сейчас таких выдающихся инженеров домен и мартенов, - признавал в июне 1940 г. нарком И.Ф. Тевосян, - которые были в свое время в металлургии». Преступная растрата интеллектуальных сил общества отразилась на всех сферах производства и укреплении обороноспособности страны.

Одним из главных условий развития военной индустрии являлось усиление ее станко-инструментальной базы. Созданные в 30-е гг. Уралмаш, Ново-Краматорский завод тяжелого машиностроения, Горьковский завод тяжелого станкостроения, «Фрезер», «Калибр», 1-й государственный подшипниковый завод, а также коренная реконструкция ранее действовавших машиностроительных предприятий способствовали росту отечественного станочного парка. Однако темпы станкостроения в предвоенные годы не увеличивались, а снижались: если во второй пятилетке среднегодовой прирост выпуска металлорежущих станков составлял 19,7%, то в 19381940 гг. он упал до 6,4%. С 1937 по 1940 г. абсолютное годовое производство станков увеличилось всего на 10 тыс. шт. Ежегодный выпуск подшипников был доведен до 44 млн., но потребность в них определялась в 130 млн. Правительственные постановления 1939-1940 гг. о развитии машиностроения, станкостроения, увеличении выпуска кузнечнопрессовых агрегатов были приняты с большим запозданием и не обеспечивались достаточными фондами.

Все отрасли народного хозяйства остро нуждались в пополнении станочного парка, но приоритет в распределении станков был отдан военному производству. По данным Госплана, более 65% имевшегося в стране станочного оборудования использовалось для выполнения оборонных заказов. Сравнительные данные об обеспеченности станками основных военных и промышленных наркоматов приведены в табл. 4.

Таблица 4

Наличие станочного, кузнечно-прессового и сварочного оборудования на 1 июля 1940 г. (тыс. шт.)

 

Металло-

Кузнечно-

Сварочные

Наркоматы

режущие

прессовое

машины и

 

станки

оборудование

агрегаты

Вооружения

49,25

1,95

0,33

Боеприпасов

38,34

3,56

0,25

Авиационной

42,40

2,88

1,25

промышленности

     

Электропромыш-ленности

20,92

2,94

0,89

Химической

3,14

0,08

0,09

промышленности

     

Нефтяной промышленности

2,64

0,16

0,10

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Товаропроизводство
Казань была одним из первых ключевых транзитных узлов Транссибирской магистрали, старейшей в стране. Сейчас город является крупным распределительным транспортным центром - речной порт, аэропорт, две основные железнодорожные линии и несколько компаний грузовых автоперевозок обеспечивают доставку готовой продукции на рынки сбыта в России ...

Люблин-Холмская операция: отход 5-й армии, 1 -4 сентября
Решение Плеве начать 1-го сентября общее отступление оказалось неожиданным для командиров корпусов южной группы, которые шесть суток вели непрерывные бои в неудачной конфигурации против превосходящих сил противника, удержали свои позиции и готовились наступать. Это решение было неожиданным и для Ауффенберга. Но представляется, что Плеве ...

Сословия
Дворянство стало привилегированным и обособленным сословием, но не имело ещё сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию. Учреждения 1775 г. дали дворянству самоуправление и, таким образом, дали ему внутреннюю организацию. Каждые три года, для избрания должностных лиц дворяне съезжа ...

   
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru